Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Шпионы среди нас

© public domainКанадские шпионы просматривали советские пропагандистские кинофильмы picture
Канадские шпионы просматривали советские пропагандистские кинофильмы picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Наше время это лишь слабое подобие тех дней, когда советская тайная (и явная) специальная служба НКВД представляла собой страшное ведомство, наводнявшее госдепартамент и прочие государственные структуры шпионами, которые не могли предать Центр без риска для собственной жизни.

Итак, Михаил Семенко ездил на "пятисотом" "Мерседесе" представительской серии, и у него была молодая подружка-брюнетка. Неплохо, совсем неплохо. Семенко входил в десятку людей, которых арестовали вчера в Виргинии, Массачусетсе, Нью-Йорке и Нью-Джерси за то, что они шпионили за Америкой. Но настоящая интрига может заключаться в том, что он и другие вместе с ним просто водили за нос "Центр", как называет себя шпионское ведомство в Москве. Очевидно, ФБР больше десяти лет следило за этими подозреваемыми в шпионаже людьми, в то время как российское разведывательное агентство СВР волновалось по поводу их преданности шпионскому делу, направляя им перехваченные послания следующего содержания: "Вы были направлены в США в долгосрочную служебную командировку. Ваша учеба, банковские счета, автомобиль, дом и т.д. – все это служит одной цели: выполнению вашей главной задачи, а именно, поиску и разработке связей в политических кругах США и отправке разведывательных донесений в Ц[ентр]".

Надо сказать, это для России нечто вроде черной метки. Похоже, план состоял в том, что российские агенты проникнут в ряды политической элиты, занимаясь негосударственной работой, сообщает Washington Post. Таким образом,  они "могли получать информацию у политиков и информированных людей со связями из Вашингтона, не привлекая внимания к себе". Тайники, секретные сообщения и прочее – все это очень сильно источает запах холодной войны. Может быть, российский президент Дмитрий Медведев хотел получить секретное послание, когда в прошлый четверг отправлял двух своих помощниц в магазин Som Records на 14-ю улицу в Вашингтоне на поиски редких пластинок Дюка Эллингтона, Би Би Кинга и Джимми Хендрикса? Но это же полная ерунда.

Во-первых, Америка это не ручеек информации. Это по сути дела Ниагарский водопад фактов и мнений. Вашингтонские аналитические центры и прочие институты вовсе не пытаются скрывать свои взгляды. Они стараются как можно шире распространять свои аналитические оценки и мнения. Зайдите в Интернет, и вы подвергнетесь мощному обстрелу из фактов и мнений. О чем думал московский Центр? Правдивый ответ может состоять в том, что ни о чем. Это свидетельство наивности, а не злобных замыслов. Трудно себе представить, чтобы таким путем пошел Китай. Сегодня эта игра называется промышленный шпионаж.

Наше время это лишь слабое подобие тех дней, когда советская тайная (и явная) специальная служба НКВД представляла собой страшное ведомство, наводнявшее госдепартамент и прочие государственные структуры шпионами, которые не могли предать Центр без риска для собственной жизни. НКВД подкупал и склонял к преступлениям многих американцев, таких как Алджер Хисс и Декстер Уайт, а также других сторонников Рузвельта и его "Нового курса", которые верили в светлое советское будущее и были готовы предать собственную родину. Самой успешной операцией советской разведки стала работа по созданию шпионской сети, помогшей ускорить создание атомной бомбы в СССР.

Но шпионаж это почти всегда коварное дело. Малькольм Гладвелл (Malcolm Gladwell) недавно представил на страницах New Yorker обзор книги Бена Макинтайра (Ben Macintyre) "Operation Mincemeat" (Операция "Начинка"). В этой книге излагаются обстоятельства операции британской разведки по введению нацистов в заблуждение относительно даты высадки войск. Макинтайр показывает, как немцы попались на эту уловку – и как некоторые из них, выступавшие против Гитлера, сознательно помогали в ее осуществлении. Проблема, отмечает Гладвелл, заключается в следующем: "О рациональных умозаключениях можно дискутировать открыто и широко. Секреты же принадлежат небольшой группе лиц и неизбежно становятся заложниками частных тайных планов и программ". Положительная сторона шпионажа заключается в том, что он заставляет обе стороны быть честными. Секреты и тайны вредны для безопасности. Чем больше Советский Союз узнавал об Америке, тем меньше ему надо было ее бояться. В Восточной Германии единственным государственным ведомством, которое по-настоящему понимало, что происходит дома и на Западе, была разведка "Штази".

Однако последняя российская операция больше всего похожа на крупный государственный просчет и проявление бесконтрольности. Если говорить откровенно, все это выглядит так, будто Москва организовала небольшое частное благотворительное общество для группы шпионов, которые наслаждались жизнью в Америке, не принося особой пользы для Центра. Из-за такого провала головы в Москве полетят, это точно. Владимиру Путину, который сам когда-то служил в КГБ, наверное, крайне неловко смотреть за тем, как его разведслужбы ловят с поличным.

Но русским не следует надувать губы из-за разоблачения агентами ФБР их шпионской миссии. Они должны быть благодарны этому ведомству за то, что оно положило конец дорогостоящей и неэффективной государственной программе. Тем временем, ФБР и прокуроры из министерства юстиции наверняка на полную катушку раздуют это дело. Но в новой версии противостояния разведок и контрразведок единственное, что сделали русские, это обеспечили своим контрпартнерам из ФБР занятие по душе и по профилю, дав им приятную работу.

Джейкоб Хейлбрунн – старший редактор The National Interest.